ЖУРНАЛ ВОЖАТЫЙ ВЕКА - №3, Осень - 2006

Рубрика "МОСКВА: ЛИДЕРЫ ХХI ВЕКА"

ЕРЕМИНА СВЕТЛАНА

Окончила дошкольное отделение Педагогического колледжа №7 с красным дипломом, поступила на четвертый курс Московского Открытого Педагогического университета, факультет педагогики и психологии. Работает в учреждении дополнительного детского образования "Дом детско-юношеского туризма и экскурсий Родина". Одна из организаторов Региональной детской общественной организации "Юный путешественник". Лауреат Московского городского конкурса, участник Всероссийского конкурса "Лидер XXI века". Начала заниматься туризмом еще в школе, где учитель химии Романова Людмила Борисовна набирала группу ребят и ходила с ними в походы.

"СТАРШИЙ ВСЕГДА ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ ВЗРОСЛЫМ..."

Светлана, припомните, пожалуйста, с чего все начиналось.

С моего похода в 1997 году. Тогда я была просто участником, но это путешествие потрясло меня до глубины души. Красота природы, красота людей вокруг меня, потрясающая гармония природы и человека. Поражало, насколько мудрыми были наши предки, как они жили. Ничего лишнего, ничего неблагозвучного. И это касается всего, начиная с крестьянского быта и заканчивая глубоким духовным миром. Просто принцип целесообразности в действии.

Позже, когда за плечами было множество дорог, всё более острым для меня становился вопрос, как нация с таким огромным культурно-историческом наследием превратилась в столь безнравственное сообщество? Ответить на него легко, но трудно изменить что-либо. Для меня трудно не значит невозможно, и это видят дети, с которыми я работаю, хожу в походы. Они переживают, задумываются и очень хотят повлиять на ситуацию.

Какие цели Вы ставите себе и какими принципами руководствуетесь в отношениях с ребятами?

Если говорить о глобальных масштабах, я бы хотела, чтобы наша страна стала достойной державой на мировой арене. До Октябрьской революции Россия была сильным государством. Я прекрасно понимаю, что государственное устройство необходимо было менять, но, на мой взгляд, не таким образом. Сейчас, называя Россию великой державой, мы можем говорить только о свершениях прошлого. Ее величие в настоящий момент лишь географическое. Достичь нравственного подъема можно только воспитав в наших детях любовь к Отечеству. Сложно любить то, что толком не видел. Узнать и полюбить родину ребятам помогут путешествия. Поход - это инструмент в воспитании подростка как личности. У каждого ребенка есть родные люди - родители,друзья, и родные места - школа, дом. Важно сделать так, что бы родных мест и людей для них в России стало больше.

А принципы… Я руководствуюсь принципом личного примера и права выбора.

Кем должен быть старший в объединении ребят? Другом, помощником, наставником, руководителем?

Взрослый должен объединять все перечисленные роли. Работа объединения - это не только общение и мероприятия, это и кропотливое изучение документов. Дети не компетентны в таких вопросах, следовательно, нужен руководитель. Важно быть наставником, когда хочешь донести какие-то человеческие ценности; помощником, когда хочешь научить ребят самостоятельности; другом, когда разговариваешь по душам. Но старший всегда должен оставаться взрослым. Даже в те моменты, когда выступаешь в роли друга, надо быть "взрослым другом", умным и рассудительным. Взрослый - это пример для подростков.

Что вызывает у Вас наибольшее удовлетворение в работе и что огорчает больше всего?

Вызывает удовлетворение творческий процесс, огорчает - административный.

Вас считают лидером. А сами Вы это признаете? Какие, по-вашему, особенности присущи лидеру?

Целеустремлённость, искренность, организованность и доброта. Естественно, общечеловеческие морально-нравственные ценности. Я могу назвать ещё с десяток отличительных черт, но главное - небезразличие. С этого начинается любой лидер в общественном движении.

Являюсь ли я лидером? Не всегда, потому что не всегда хочу этого. Я уверена, что лидером невозможно быть постоянно - дома, на работе, с детьми. Нужно выбирать моменты, когда это действительно необходимо, и тогда делать все, что бы оказаться впереди.

Молодых людей Вашего возраста часто называют "потерянным поколением". Согласны ли Вы с этим? Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы не потерять следующие поколения?

Скорее, согласна. С одной стороны, это так, с другой, знаю людей, которые своим примером смогли бы опровергнуть это утверждение, хотя это, скорее, исключение, чем правило. В настоящее время у подростков нет четкого разделения понятий "хорошо" и "плохо". Часто нет и признанного авторитета. В нашем обществе пропал образ Церкви как примера для подражания; пропал авторитет учителя, руководителя. У современного подростка остались только родители, за поведением которых он наблюдает каждый день. Но одной семьи мало для воспитания, это всего лишь часть огромного блока. Исправить ситуацию можно, научив ребенка уважению к себе и к государству, в котором он живет. Работа только с детьми не принесет желаемых результатов, необходимо привлекать семьи, чтобы те знания и понятия, которые прививаются ребенку дома, были положительными. Есть такое выражение: "рыба гниет с головы". Так вот, проблема "потерянного поколения" заключается не только в детях, но и в тех, кто их воспитывает и подает им пример.

Детям нужно предоставить альтернативу. Что мы можем предложить подростку, который только что оторвался от компьютера? Если задуматься, то многое. А знает ли он о том, что можно сделать свою жизнь интересной? Вряд ли. Не нужно ничего запрещать и навязывать свое мнение, надо только предложить, показать, увлечь. Тогда наши дети смогут сделать выбор. И делу, которое они самостоятельно выбрали, они будут отдавать всю душу. В детях заложен позыв к творчеству. Им важно делать что-то своими руками, знать, что "это" - мое, я сделал, организовал, провел "это" сам. Главное, чтобы был виден результат. Когда подросток видит его, он готов работать.

Ваше представление о счастье?

Счастье - это когда здоровы мои родные. Счастье - когда я добиваюсь своих целей, когда много работаю и вижу результат этой работы. Счастье - когда дело, которому я дала толчок, начинает жить своей жизнью. Ну и, конечно же, счастье - быть любимой.