ЖУРНАЛ ВОЖАТЫЙ ВЕКА - № 2, Лето - 2006

Я ПОДАРЮ ТЕБЕ ДЕТСТВО…"

"Лучший способ сделать детей хорошими -
сделать их счастливыми"
О.Уальд

В "Заслоновграде" уже 70 лет дарят детство мальчишкам и девчонкам

Что такое детство? Философы всех времен отмечали, как непрост этот участок жизненного пути, но как много можно успеть сделать именно в детстве.

"Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от нее свои очертания. Но лишь детство пройдет, человеческий материал делается твердым, и его нельзя уже плавить, а можно только слегка поскоблить". Эти слова Ж. Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах взрослых.

Детство - это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку со взрослыми, и очень важно вымостить этот путь кирпичиками счастья.

Детство - это время формирования личности ребенка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации.

В летний период, когда школа уходит на второй план, ведение ребенка по жизненному пути переходит педагогическим коллективам детских оздоровительных лагерей. В 2005 году в Новосибирском ДОЛ имени К. Заслонова реализовывалась программа "Я подарю тебе Детство…", которая решала следующие задачи:

  • создать психолого-педагогические условия для личностного развития;
  • найти разнообразные формы организации деятельности и общения;
  • разработать профилактические программы, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие потенциальных возможностей, развитие самосознания, навыков саморегулирования;
  • открытие новых эффективных форм общения ребенка с миром и людьми.

- Летом 2006 года наш лагерь будет отмечать свой 70-й день рождения, - говорит директор ДОЛ Ирина Пронасовна Москаленко. - Дети железнодорожников и руководство предприятия готовятся к празднику серьезно и обдуманно, ведь наш лагерь один из первых в нашей стране, построенный еще до Великой Отечественной войны. Наше предприятие - Новосибирская дистанция гражданских сооружений Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги - и наш начальник дистанции Виктор Николаевич Ивашкевич всегда с пониманием относятся к проблемам лагеря. В лагере для юных железнодорожников, который располагается в живописном Заельцовском парке, на пятнадцати гектарах за последние годы построены два благоустроенных корпуса, проведена реконструкция Дома творчества и медицинского центра - все это создает комфортные условия для отдыха детей и работоспособности коллектива лагеря.

- Вот уже несколько лет педагогический коллектив ДОЛ работает по программе "Сотрудничество", и каждый год реализуется новый этап. В 2004 году - "Я открываю Мир", в 2005 году - "Я подарю тебе Детство", - рассказывает психолог лагеря Анна Петровна Красичкова. - Наша программа многослойна, суть ее в психолого-педагогическом сопровождении ребенка в условиях временного детского коллектива и создание благоприятной воспитательной среды в ДОЛ. Это отслеживание, мониторинг, перспективное планирование. Воспитательная среда формируется через сюжетно-ролевую игру "Заслоновград". Лагерь - это наш город со своими улицами, домами, законами и традициями, мэром и Городским советом. А дети - жители города. Каждая смена в лагере разбита на четыре пятидневки, которые завершаются линейками, где подводятся итоги прожитых дней. По результатам пятидневки определяются почетные жители города Заслоновграда, им вручаются галстуки. Ребята их с гордостью носят, и новым почетным жителям галстуки повязывают те, кто уже имеет это звание. Так практикуется уже три года. А на линейке закрытия смены все почетные жители получают футболку с эмблемой нашего лагеря. Стать обладателем такого символа стремится каждый ребенок.

Игра "Заслоновград" очень емкая и значимая для вожатых и детей. Три года назад мы начали работу над подпрограммой "Мир гармонии". В ее основе то, что не видно детям, две теории. Первая - "Норма и аномалия личностного развития" - разработана известным психологом Борисом Сергеевичем Братусем. Вторая - личностно-ориентированного развития - Шалвы Александровича Амонашвили. "Мир гармонии" призван через игру заложить в детях основу и нормы нравственного личностного развития. Мы и смену "проживали" через ценности, на которых основывается это развитие. У нас даже построен Храм Ценностей, состоящий из пяти основных миров: любви, свободы, смысла, веры и творчества.

Исходя из этого, в прошлом году была отработана подпрограмма "Я подарю тебе Детство". В ней те же ценности. Детство невозможно без семьи (а семья - это любовь), без творчества, без фантазии, без игры. Минувшим летом продолжилась реализация подпрограммы "Я открываю Мир!" Изюминка этой программы в том, что если в последние дни смены мы раньше говорили: "До свидания, Заслоновград!", то теперь в последний день звучит: "Здравствуй, огромный взрослый мир!". Открывая через смены миры увлечений, друзей, открытий, достижений, дети получают "Билет в Огромный Взрослый Мир". Ребята растут, а поскольку у нас контингент практически один и тот же, мы их можем отслеживать. Кто прожил "Мир гармони", открыл "Мир детства" и построил свой Город Детства, обнаружив и освоив в нем свои "заповедные" места, тот получает этот Билет. Такова реализация наших целей: адаптация, социализация ребенка, подготовка его к новой ступени своего жизненного пути - взрослому миру.

Дорога туда пролегает и через "Ступени Здоровья". Так называется образовательная программа, реализуемая в лагере на протяжении последних пяти лет. Курирует ее заведующая медицинским центром Ольга Валерьевна Лях.

Детям прививают здоровый образ жизни, знакомят с работой человеческих органов систем, объясняют, каким образом можно предотвратить различные заболевания. Программа рассчитана на три возрастные группы: 6-9 лет, 10-12 и 13-15.

- Первая часть программы - информационная - рассказывает Ольга Валерьевна, - ребята получают знания по определенному направлению. Допустим, есть тема "Ритмы жизни", где мы изучаем биологические часы, работающие в нашем организме. Проводим тесты и определяем, кто к какому хронотипу относится: совы, жаворонки… И все это в игровой форме. Следом практическое занятие. И третья часть - психологическая игра.

Мы используем книгу-энциклопедию "Здоровье - детям" нашего новосибирского автора Галины Горн. Книга в сказочных мотивах раскрывает историю медицины и сами медицинские знания, гигиену, рациональное питание. Вожатые тоже присутствуют на занятиях и слушают не без интереса. А потом развивают эти темы уже в своей работе. Допустим, "путешествие в лес". Мы знакомим ребят с лекарственными растениями, с ядовитыми грибами, ягодами, а вожатые закрепляют материал на практике.

Понятно, что и Анна Петровна Красичкова и Ольга Валерьевна Лях в одиночку реализовать эти программы не в состоянии. Поэтому большая роль отводится педагогической команде.

- Наши вожатые, - говорит директор лагеря Ирина Пронасовна, - это студенты НГПУ, Новосибирских педколледжей, СГУПСа (Сибирский государственный университет путей сообщения). Там есть специальности - социальный педагог, психолог, преподаватель техникума и училища. Ребята серьезные, толковые, а мы их нацеливаем на работу с детьми.
Потенциальных вожатых набираем в конце марта. В апреле начинаем занятия Школы Подготовки Вожатых. Собираем их в лагере, учим по своей программе в выходные весь апрель, в июне проводим инструктивный сбор, и к началу сезона у нас готов коллектив вожатых, способный работать над реализацией поставленных задач.

У нас есть "костяк" из опытных вожатых, сейчас многие из них стали методистами, организаторами, руководителями. Здесь они выросли, здесь стали профессионалами, сейчас обучают молодых коллег.

Наталья Голобокова - старшая вожатая, умеет возглавить команду, организовать и провести "мозговой штурм" с вожатыми.

Оксана Безусова была вожатой, заместителем директора по методической работе, сейчас она бухгалтер, а когда-то начинала работу над программой "Сотрудничество". Это человек творческий, легкий на подъем. Находит где-то или сама выдумает что-то интересное, умеет в любом журнале, книжечке выискать ту искорку, ту идею, которую можно применить, развить и реализовать.

Наталья Москаленко тоже выросла из вожатых, сейчас заместитель директора по административно-хозяйственной части, все время стремится чему-либо научиться, познать новое.

Роман Тощаков с моими девочками работал в "Орленке", там и школу отличную получил, там подружились, и Роман приехал к нам в Новосибирск. Сейчас он заместитель директора по методической работе, ведет школу "Лидер".

В ДОЛ им. К. Заслонова уже десять лет над программой "Сотрудничество" работает педагогом-психологом Анна Петровна Красичкова, сейчас ее научной темой стало развитие адаптационного потенциала ребенка.

- Я говорю своим вожатым уже на инструктивном сборе: вот мы сейчас ведем речь о том, как мы будем помогать детям открывать ценности, - говорит Анна Петровна. - А вы и о себе не забывайте. Все время анализируйте, как во мне эти ценности звучат, как я их в себе открываю? Что для меня любовь, свобода, так ли я их понимаю? Ведь вожатый - это две составляющие: ремесло и личная духовность. Можно быть великолепным методистом, четко знать что и как, но не имея личностной основы не будешь иметь успеха в деле воспитания подрастающего поколения. Меня очень радует, что "костяк" нашего коллектива - единомышленники. Это как раз те, в ком личностный потенциал достаточно весом.

К примеру, Яна Иванова выросла у нас буквально со второго курса университета, тогда в лагере был отряд психологической службы из студентов педагогов-психологов. Сейчас она грамотный вожатый и психолог. Вообще, цель моей работы - формирование вожатого нового типа, вожатого-психолога. Когда на четыреста детей один психолог и сорок вожатых, на всех не хватает внимания. Очень хочется, чтобы на каждом отряде вместе с вожатым работал педагог-психолог.

Приходится заниматься и с вожатыми как с объектами психологического воздействия. Очень важно помочь им разобраться в своих проблемах, которые, конечно же, возникают. Многое мы даем еще в Школе подготовки вожатых. Но есть такое понятие, как эмоциональное выгорание. Возникают кризисные моменты, каким образом вернуться в нормальное состояние? За счет чего "подпитаться"? Ну и возрастная разница имеет определенное положительное значение. Мне они могут просто "поплакаться в жилетку", как маме. То-то не получается, с тем-то общего языка не могу найти. Зачастую им не хватает обычного житейского опыта, взрослого видения ситуации. И для них очень важна наша, взрослая, поддержка.

В вожатский отряд "Данко" посвящают вожатых, отработавших в лагере не менее трех смен, у педотряда есть свои традиции, законы.
Отряд "Росток Данко", состоящий из подростков 15-16 лет - наша надежда, будущая смена. Они - воспитанники нашего лагеря, здесь они выросли, не хотят расставаться с любимым лагерем, со своими вожатыми и друзьями. Сегодня таких десять человек, они еще не имеют права работать вожатыми, но уже помогают в работе старшим.
По признанию и Москаленко, и Красичковой, и Лях, первые два-три года они присматривались к программе "Сотрудничество". Но теперь полностью убедились - это стержень, который хранит глубинные философские основы воспитания, не только детей, но и вожатых, работающих с ними. Это хорошо видно на примере окончания оздоровительного сезона в лагере:

- Уже отработана диагностическая база, - говорит директор ДОЛ, - есть диагностика оргпериода, основного периода, отработана схема анализа деятельности. Все делают анализ смены, анализируют свои плюсы и минусы. Они относятся к этому с большой ответственностью. В результате к итоговому педсовету мы приходим не просто с субъективными оценками, а с глубоко проанализированными результатами реализации программы на каждой смене. Вместе определяем сильные и слабые стороны программы, что помогает выстроить работу на будущие смены и будущее лето.

А это лето - семидесятое в большой и славной истории лагеря. Достаточно сказать, что именно здесь вырос, начал работать и проявил себя как ученый и педагог Сталь Анатольевич Шмаков. Великолепный Музей лагеря хранит много интересного, а самое главное, что общими стараниями обитателей ДОЛ имени Константина Заслонова каждый год он пополняет свою экспозицию. Для тех, кто не знаком с этимологией имени Константин, напоминаем, что значит оно "постоянный".