+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-98-65
«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.

Экологическое воспитание школьников

Экологическое воспитание школьников

Одиннадцать лет – это тот возраст, когда человек способен осознать свою ответственность за то, что происходит с миром в результате его действий. Именно поэтому так важно начать формировать правильное отношение к окружающей среде в тот момент, когда ребёнок только начинает знакомиться с устройством мира на уроках природоведения в 5 классе. Экологическую грамотность следует прививать совместно со сведениями о взаимодействии живой и неживой природы. Во время общественных слушаний необходимо дать осознать ученику, что от его действий будет зависеть будущее планеты, поэтому требуется предпринимать шаги для возобновления ресурсов природы и защиты существующих.

Перед нами с каждым годом всё острее встаёт проблема экологического состояния планеты. Двадцать первый век ознаменовался ухудшением общемировых и российских показателей. Антропогенный фактор стал решающим. Уже сейчас можно наблюдать ухудшение ситуации в планетарном масштабе. Переломить существующее положение дел не представляется возможным, пока люди не осознают хрупкое равновесие природы. Встаёт задача привить экологическое мышление и бережное отношение к различным проявлениям жизни, к важности разработки ОВОС. Только таким образом можно донести до людей необходимость думать о последствиях своих действий, рационально расходовать ресурсы, а также отправлять отходы на переработку.

В связи с этим наша исследовательская группа поставила перед собой цель разработать теоретическую базу для создания методологии экологического воспитания на уроках природоведения в 5 классе.

В ходе работы были сформулирован термин экологического воспитания, обозначена суть проблемы. Выявлены цели и задачи.

По определению конечным результатом экологического образования является прививание школьникам экологической грамотности. У учеников должно сформироваться внимательная и ответственная позиция по отношению к живому миру нашей планеты. Они должны осознать ценность природы и быть готовы к тому, чтобы быть вовлечёнными в процесс сохранения природных ресурсов и жизни. Школьникам необходимо привить готовность рациональному преобразованию планеты.
Цель экологического воспитания сформировать общую экологическую грамотность у человека.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 

  • Добиться понимания важности и значения экологического состояния планеты для социума и индивидуума в соответствии с научным подходом. Сформировать знания о сложном комплексе природных взаимодействий и о незаменимой роли его составляющих;
  • Обучение практическим навыкам характеристики экологического состояния, знаний правильных шагов по его улучшению, экологически грамотного поведения. Необходимо обучить школьников умению прогнозировать последствия своих решений, дать представления о том, что может причинить ущерб окружающей среде.
  • Привить ученикам заботу и ответственность по отношению к окружающей среде. Школьники должны быть заинтересованы в распространении идей об охране окружающей среды, в участии в её защите и в восстановлении природных ресурсов.
Самые действенные методы для решения вышеупомянутых задач были выявлены на основе анализа литературы.
Значительный эффект в реализации экологического воспитания в рамках курса природоведения имеют следующие приёмы:
  1. Трудовая деятельность школьников;
  2. Словесные убеждения;
  3. Поддержание развивающейся экологической среды;
  4. Экологические игры;
  5. Чтение и выполнение заданий из учебника;
  6. Наблюдение за растениями, животными и другими объектами живой природы.
Менее действенны подходы, основанные на выполнении поделок и моделей, но их использование на занятиях не исключено.
Вышеуказанные методики и средства будут задействованы в учебном процессе в курсе природоведения для усиления экологической составляющей воспитания школьников.

В качестве примера было рассмотрено содержание темы «Воздух». В результате анализа было выявлена возможность проведения работы по экологическому воспитанию учащихся на основе этой темы. Однако, было установлено, что текст учебника не отвечает поставленным требованиям. Нами было выделено 29 наиболее значимых экологических аспектов при знакомстве с данной темой. Однако, в рамках этой темы в учебнике рассмотрено лишь 12 (41%) пунктов, важных для приобретения экологической грамотности. Необходимо добавить, что для того, чтобы осветить оставшиеся аспекты (59%) рекомендуется использовать статьи.

В ходе анализа учебного плана по теме «Воздух» было выявлена недостаточная реализация возможностей для обучения базовым экологическим знаниям. Среди существующих 29 пунктов в программе данной темы реализовано лишь 7. Это составляет 24% от потенциально действенных в плане экологического воспитания аспектов. Экологическое воспитание может осуществляться на базе 22 статей (76%).

Результаты данного исследования могут послужить базой для проведения учебного процесса в рамках курса природоведения, направленного, в том числе, на экологическое воспитание школьников.  В данный момент ведутся работы по детализации методик уроков с упором на экологическое воспитание и их тестирование в форме педагогического эксперимента.   


Реклама от партнеров сайта Аква Экспресс автомойка 24 часа

Возврат к списку

скачать прайс-лист