+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-98-65
«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.


Эстетическое воспитание в Италии как средство образования национального самосознания

Эстетическое воспитание в Италии как средство образования национального самосознания

Эстетическое воспитание в Италии как средство образования национального самосознания

Коллективная монография «Эстетическое воспитание молодежи новой Италии. Школа, культурное наследие и создание национальной идентичности с объединения Италии до второго поствоенного периода» (в оригинале “Educare alla bellezza la gioventù della nuova Italia. Scuola, beni culturali e costruzione dell’identità nazionale dall’Unità al secondo dopoguerra”), под редакцией доцента Дорены Кароли и научного сотрудника Елизабетты Патрици кафедры истории педагогики государственного университета г. Мачераты (Италия) представляет собой отличный пример того, как можно сосредоточить в одной работе исторические, педагогические и социокультурные исследования. 

Рецензируемая работа вызывает интерес читателям своей структурой, потому, что в ней переплёвываются как синхронные так и диахронные исследовательские подходы, четко выделяющие попытку политических и общественных деятелей, литераторов и писателей создавать некоторое общее видение, позволяющее объединить народы, живущие в разных регионов Италии, находившихся под властью иностранных государств в единый народ. 

Как выразился Массимо Д’Адзельо «нужно создать итальянцев, чтобы иметь Италию», подразумевав под этим то, что национально-освободительная борьба возможна лишь в том случае, если в ней примут участие не одиночки, а широкие массы народа. Поэтому первоочередной задачей он считал патриотическое воспитание народа, пробуждение его национального самосознания. Такой аспект создания «итальянцев» мы можем найти в первой части рецензируемой работы, в которой культурное и природное наследие используется в качестве средства для возникновения, формирования и развития национального самосознания. 

Авторы предлагают читателям три важных произведения Джаннетто, (Giannetto, автор ― Дж. Каппони), повесть «Сердце» (Cuore, автор ― Э. Де Амичис), и Прекрасная страна (Il bel Paese) автором которого является аббат Стоппани. Эти произведения, которые определенным образом дали тон целой эпохе не столько представляют собой способ воспитывать подрастающее поколение к высочайшим ценностям таким, как защита Отчизны от любого врага, пожертвование собой ради своей страны, и т.д. Их более глубоким смыслом является то, что они хотят показать читателям, как все люди, живущие на территории Италии (которой тогда не доставались таких регионов, как Трентино Альто Адиже, еще под властью Австро-венгерской империи), являются итальянцами, несмотря на то, что они происходят из разных регионов Италии. Цель жизни патриота своей страны ― защищать родное местечко, но, одновременно, стать гражданином своей родины, стать тем, кто не будет ограничиваться спасением своего очага, а будет воплощать судьбу Италии, и знать Италию так, чтобы ее красота, можем добавить, внутренняя и внешняя стала общим домом для всех ее сыновей. Авторы мастерски доказывают замысел авторов вышеупомянутых произведений, подчеркивая то, что в гражданине должна всегда присутствовать любовь к малой родине и к большой родине. Данная позиция ― идеологически «заряжена», так сказать, и вызвана желанием преодолеть раздробленность территорий и типичное итальянское явление, которое называется «campanilismo» (от слово campanile - колокольня), что в некоторой степени соответствует таким понятиям, как квасной патриотизм; местничество; местный патриотизм. Данную тенденцию можно примечать в политике, предпринятой итальянским правительством переименовать все улицы именами тех политических деятелей или патриотов, которые внесли свой вклад в объединение Апенниского полуострова. Нет ни одного городка в Италии, в котором отсутствовало ул. Гарибальди, Кавур, или Мадзини. Таким образом, политические деятели старались выполнять ту задачу, о которой говорилось выше, потому, что, как доказывается в рецензируемой работе, данный подход способствовало возникновению того, что на английском языке называется heritage. Это понятие можно переводить на русский как «национальные корни» «этническая принадлежность», «достояния культуры», но смысл его гораздо глубже, потому, что представляет собой некий «мостик» между прошлым и будущим, потому, культурное наследие «вызывает память о прошлом, содержит в себя потенциальность будущего, и создает прекрасные условия для создания национального самосознания». 

Как подчеркивают авторы данной работы, таким образом, создавались условия, чтобы предоставить простому народу две страны: идеальную (идеализированную, и идеологизированную) и страну, как лоно и кузница высших ценностей, ради которых достойно жить. Авторы рецензируемого труда также подчеркивают искусственность нескольких произведений, но, одновременно, указывают на то, что данная «мифология» и мифологизация прошлого была укреплена всякими фотографиями, литографиями, открытками, которые тоже сыграли большую роль в возникновении «мифов» об Италии. В этих целях, были массово использованы и киносеансами, и походами, которые представляли собой способ воспитания, образования и обучения, но всегда начиная с территории, с памятников, с общения с тем, что было, и порастающие поколения были призваны изменить. С этой точки зрения, это интересно подчеркивать, что авторы данной коллективной монографии используют очень большое количество источников, что позволяет понимать во всей амплитуде значимость данного явления в итальянской истории. Одновременно, что само собой разумеется, такой процесс не был простым, и встречал всяческие препятствия, которые выделяли искусственность этого предприятия. 

Многие итальянские историки обратили внимание на такой вопрос, и почти единогласно подчеркивают, что итальянцы стали народом на полях сражений первой мировой войны, когда они поняли, что у всех у них социальные проблемы были общими, и независимо от их происхождения, не было желания, или возможности решать их коренным образом. На данный вопрос постарается найти ответ фашистский режим, призывающий народ стать нацией и выполнять свою историческую мессианскую миссию. 

В рецензируемой работе, мы можем найти очень интересные размышления по данной теме, принадлежащие профессору Р. Сани и А. Ашенци, где очень хорошо подчеркнуты два момента. В своей статье, профессор Роберто Сани уделяет внимание тому, как, особенно после реформирование системы образования фашистским министром Дж. Джентиле в качестве пособий использовались «Альманахи», которые должны показать детям две вещи. С одной стороны показывать и доказывать, что культурное и природное наследие содержат еще следы прошлого величия, которое фашистский режим хотел бы воскресить, а с другой стороны, указывать на веру, христианскую и католическую, как звено в истории Италии, для нации. Тем более, что фашистские власти жаждали реванша из-за того, что после окончания первой мировой войны не подключили территории Италии те земли, которые были обещаны (в исторической науке, говорится об изуродованной победе), и там жили итальянцы, которые хотели бы присоединиться к своей исторической родине. Эта часть коллективной монографии очень содержательна, потому, что открывает читателям не очень известные страницы итальянской истории. Особенно в ней подчеркивалось то, как создавалась развёрнутая сеть между Италией и теми странами, где находились мигранты итальянского происхождения. 

Интересный факт, что обеспечивались итальянские школы заграницах теми пособиями и другими видами учебных материалов, которые могли бы помочь мигрантам не потерять свои корни и, одновременно, представить собой «оплот» принадлежность к итальянской национальности, что одновременно, могло бы отдать фашистской власти большое количество голосов при возвращении мигрантов на родину. Другой интересный идеологический момент, подчеркнутый в этом контексте, заключается в том, что тетради, карты, рабочие тетради, карты и т.д. были использованы с тем, что показывать преимущества Италии, фашисткой, разумеется, и запрягать их с тем экономическим потенциалом, или видом производства, типичным для той или другой области «Прекрасной страны». Интересно, что много из этих наглядных материалов сохранилось довольно долго. Автору этой рецензии вспоминаются картинки, где были изображены Сильвио Пеллико, Дж. Мадзини, Карбонары, и те, кто «сделали Италию». Они все были очень старые и сохранили именно тот пафос, соответствующий эпохе, и идеологии описанной выше, тетради и книги, посвящены итальянским областям, в которых Италия оказалась мозаикой различных культур, объединенных в одну, невзирая на идеологические искажения того времени. На наш взгляд, важно подчеркивать, как процесс «очистки от фашистских элементов» очень сильно влиял на издание и создание подобных этим материалов. Авторы подчеркивают, что определенным образом это принес ущерб созданию новому национального самосознания, и, прививало людей к небрежному отношению к своим родным местам. Слово «патриотизм» сегодня в Италии не очень популярное, особенно потому, что оно несет еще «националистические» нотки в подсознательном людей. Соответственно, такой психологический барьер не позволяет создать что-то, которое могло быть использовано для гражданско-патриотического воспитания новых поколений. Говоря языком философа И. Лакатоша, старая парадигма еще жива и соперничает с новыми, более современными парадигмами. 

В заключение нашей рецензии, мы хотим подчеркнуть то, что данная работа достойная быть изучена и российскими краеведами, потому, что она отличается глубиной научного подхода, использованием источников, и материалами, имеющими историческое, воспитательное и социальное значение. 

Меттини Э.
Магистр философии,
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России


Возврат к списку

скачать прайс-лист