+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-98-65
«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.


Современная история педагогического общества России

Современная история педагогического общества России

Возрождением движения педагогической общественности стало создание "Педагогического общество РСФСР" в 1960 г. Его новым председателем был избран известный педагог, действительный член Академии педагогических наук А. А. Арсеньев. В дальнейшем Общество возглавляли Н.Н. Сунцов, А.Г. Хрипкова, Ю.К. Бабанский, а с 1986 г. и по 2015г - И. В. Бестужев-Лада.
Вторая половина ХХ века была удивительным временем в жизни нашей страны. Пережив войну, восстановление, разоблачения и "оттепель" и от всего устав, люди просто захотели жить, воспитывать детей, путешествовать, творить! И Педагогическое общество, созданное абсолютно сверху решением Совмина СССР как еще одна идеологическая организация, структурно повторяющая партию (со своим Центральным советом, ежегодными пленумами и съездами раз в пятилетку; с 87 республиканскими, краевыми и областными отделениями; районными и городскими отделениями и многочисленными первичными организациями), на самом деле и именно из-за своей многочисленности и лишь частичной партийности, стало уникальным явлением общественной жизни - "клубом по интересам" размером во всю страну. Интерес был педагогический, человеческий, фьючерсный!
В Москве, при Центральном совете, функционировало 5 общественных институтов (Интернационального и патриотического воспитания, Эстетичесского, Трудового обучения, Научной организации труда, Истории педагогики) и около 20 научно-практических секций с учетом специфики педагогической направленности. Местные отделения повторяли эту структуру в миниатюре.
В составе президиума ЦС были такие знаменитости, как Д.Д. Зуев (директор издательства"Просвещение"), В.А. Кан-Калик (ректор Чечено-Ингушского госпедуниверситета), В.А. Караковский (директор 825 московской школы); центральными секциями руководили академики и доктора наук (П. Р. Атутов, А.И. Пискунов, М.Н. Скаткин, М.Ф. Овсянников, Т.С. Комарова, А.А. Леонтьев, К.Г. Кязимов и др.); отделения на местах возглавляли такие корифеи педагогики, как К.Ш. Ахияров, О.А. Казанский, П.Ф. Лукин (отец нашего правозащитника) В.Д. Семенов; у нас был свой "анапский доктор" А.А. Дубровский и сотни других достойных людей, составлявших цвет педагогики. Центральный совет действительно координировал и проводил огромную работу по педагогизации всей страны, найдя оптимальное сочетание личных и общественных интересов.

Во времена, когда необходимую книгу нельзя было просто купить, а нужно было "доставать", Педагогическое общество издавало очень много научно-методической литературы, причем если для одних это были рекомендации и пособия, то для других - публикации и возможность заявить о себе, обнародовать свою авторскую программу или работы. Конечно, это были всего лишь ротапринтные издания, но их было много, хорошего уровня и практически бесплатно, потому что кроме членских взносов у Педагогического общества было свое небольшое предприятие по производству дополнительного школьного оборудования.

увеличитьувеличить увеличить

Выездные пленумы, в работе которых принимали участие представители наших 87 отделений и которые проходили по всей стране, давали не только возможность себя показать и других посмотреть, но и новые творческие импульсы, новые, не-официальные формы общения, адреса дальнейшего сотрудничества, встречи с известными учителями-новаторами (Ш. Амонашвили, Е. Ильин и др.).
Педагогическое общество РСФСР поддерживало связи с аналогичными объединениями других союзных республик (Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Узбекистана).
Страна была буквально охвачена сетью педагогического всеобуча для родите-лей, кроме того, Общество консолидировало силы педагогического авангарда, а союз творческих, незашоренных людей был и целью и средством столь оригинального единения. И в этом смысле 70-80-е годы прошлого века можно шутливо назвать "расцветом времен застоя".  

Происшедшие в стране в 90-е годы социально-экономические перемены очень сильно изменили деятельность Общества: снизилась активность людей, практически свернута работа многих отделений и секций. 

Первое десятилетие XXI века проходит под знаком развития общественной жизни в России. Деятельность Педагогического общества России продолжается и выходит на новый уровень развития, преодолевая трудности,  связанные с уходом из активной педагогической и общественной жизни старшего поколения педагогов, которые не в полной мере успели передать преемникам свой огромный опыт.

Сохраняют, как и ранее, свои передовые позиции в работе с педагогами своих регионов Орловское региональное отделение (Председатель - Воронкова Любовь Викторовна), Саратовское региональное отделение ( Председатель Суровов Сергей Борисович), Тверское региональное отделение (Председатель-Бутузов Александр Анатольевич, с 2004 г. до 2016 г.). Активно работают представители Педагогического общества России в Самарской и Томской областях, региональное отделение в Республике Тыва.

При поддержке органов управления образования проведены десятки всероссийских и региональных мероприятий, в которых принимали участие учёные, специалисты отделов и управлений образования, руководители и педагоги дошкольных и общеобразовательных организаций, руководители и педагоги организаций дополнительного образования детей, руководители и преподаватели организаций среднего специального и высшего образования, представители общественных организаций.

Педагогическое общество России продолжает свою издательскую и просветительскую деятельность, которая позволяет донести многим учёным и педагогам свои идеи и накопленный опыт до своих коллег не только в России, но и за её пределами.

Надеемся, что большинству российских педагогов  не только знакомо высказывание  великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...», но и  является их гражданской позицией.  


Детский экологический конкурс Здоровье планеты? В моих руках!