+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-98-65
«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.


История создания педагогического общества России

История создания педагогического общества России

Считается, что провозвестником нового общественно-педагогического движения второй половины Х1Х века стал выдающийся русский ученый Николай Иванович Пирогов. Именно его статья, опубликованная в июне 1856 года в журнале "Вопросы жизни" с резкой критикой существовавшей в стране системы воспитания и обучения, буквально всколыхнула педагогическую мысль. А его единомышленник и соратник, профессор Санкт-Петербургского университета Петр Григорьевич Редкин собирал у себя на квартире коллег, просветителей-публицистов и редакторов различных изданий для обсуждения назревших педагогических проблем. В их числе был его бывший студент с юридического факультета - К.Д. Ушинский.

Памятным днем таких многократных встреч явилось 11 октября 1859 года, когда на собрании видных деятелей России было принято решение об образовании "Общества педагогов". Утверждение общества Попечителем Санкт-Петербургского учебного округа состоялось 9 января 1860 г., но предложено было именовать его "Педагогическим собранием". 23 января 1860 г. на первом общем собрании, которое проходило во 2-й Петербургской гимназии (поскольку профессорская квартира стала мала), произошло фактическое оформление общества: избран его руководящий орган - Совет Педагогического собрания в составе:

  • Председатель Совета П.Г. Редкин - профессор Петербургского университета, правовед, историк и педагог. Затем ежегодно, в течение 15 лет, он переизбирался на эту должность тайным голосованием.
  • Вице-председатель И.В. Штейнман - директор Петербургского историко-филологического института.
  • А.А.Чумиков - педагог, основатель "Журнала для воспитания".
  • А.С. Воронов - председатель ученого комитета Министерства просвещения.
  • Н.Х. Вессель - педагог-методист, общественный деятель.
  • В.Х. Лемониус - директор гимназии.
Среди единомышленников и сподвижников Редкина были выдающиеся прогрессивные педагоги, деятели просвещения того времени: В.И. Водовозов, Н.А. Вышнеградский, В.Я. Стоюнин, И.И. Паульсон и другие.

18 марта 1860 года Особая комиссия во главе с Александром Александровичем Чумиковым по поручению Совета приступила к составлению Устава Педагогического Собрания. Проект вскоре был составлен и передан для утверждения. Однако понадобилось более 2-х лет, чтобы получить ответ. В конце 1862 г. вместо Устава в Совет поступила "Инструкция для Педагогического собрания С.-Петербурга", состоящая из 10 пунктов. В ней категорически запрещалось проведение каких-либо чтений, рассуждений и предложений, выходящих за рамки вопросов воспитания и обучения. Был предписан и ряд других ограничений. Вместе с тем разрешалась публикация протоколов заседаний Собрания.

Это был серьезный шаг вперед. Общая и особенно педагогическая журналистика широко отражала педагогические искания членов собрания. Передовые педагоги в своих докладах и рефератах, сделанных на Собрании, призывали к общенародной направленности постановки обучения и воспитания. Они выносили предложения о содержании и организации учебного процесса, в частности высказывали свое мнение о классическом и реальном образовании. Обсуждали проблемы перестройки женского обучения и воспитания. Предметом широких дискуссий на заседаниях были вопросы воспитания и дидактики, содержания учебников и учебных пособий.

С целью распространения педагогических знаний Собрание создало свою педагогическую библиотеку, где были собраны лучшие отечественные и зарубежные издания по вопросам обучения и воспитания. Библиотека размещалась в доступ-ном для петербургских учителей месте - в Соляном городке, на Большой Мещанской улице, во 2-й Петербургской гимназии, где и проходили почти все заседания.

Правящие круги России вынуждены были принять во внимание многие из высказанных соображений членами Общества, что нашло свое отражение в реформах 60-х годов ХIХ века по начальной гимназической и высшей школе.

В конце 60-х годов встал вопрос о преобразовании "Педагогического собрания" в "Педагогическое общество". В октябре 1868 г. был разработан проект Устава Общества и послан на утверждение Министру просвещения графу Д.А. Толстому. Резолюции Министра в качестве условия принятия Устава оговаривала целый ряд замечаний, ограничивавших деятельность Общества.
Наконец, в результате многотрудных борений передовой педагогической общественности 17 января 1869 года "Государь Император Высочайше соизволил на учреждение Санкт-Петербургского Педагогического Общества и на предоставление г. Министру права утвердить Устав сего Общества".

Так произошло окончательное юридическое переоформление Педагогического Собрания в Педагогическое Общество, а в Уставе было записано: "имеет целью содействовать развитию и совершенствованию нашей воспитательно-учебной практики. С государева благословения, т.е. с января 1869 года, Санкт-Петербургское педагогическое общество развернуло широкую деятельность. Более 500 человек были его "действительными членами". Общество организовывало курсы, проводило съезды, имело свои отделения (филиалы) во многих крупных городах страны и поэтому его с полным основанием можно считать Всероссийским.

Большим достижением в деятельности Педагогического общества явился выход за рамки узконациональной педагогической мысли. В частности, весьма полезным оказалось знакомство и внедрение в жизнь идей немецкого педагога А. Дистервега, швейцарского педагога И. Песталоцци и других. Организованная при Обществе доступная библиотека постоянно пополнялась зарубежной педагогической литературой. Российские учителя и преподаватели, те, кто практически занимался учебно-воспитательной деятельностью, видели в Обществе источник крайне полезных для них знаний. Кроме того, была открыта ссудно-сберегательная касса.  

zvezdochka_s.jpgleklerk_s.jpgdeti_s.jpg
Ясная звездочка
вторая книга для чтения в семье и школе.
Москва, 1911 г.
М. Леклерк Воспитание и общество в Англии.
С-Петербург, 1899 г.
Педагогическая Академия. Дети в семье и школе

Большинство докладов и рефератов, сделанных на Педагогических чтениях, в виде протоколов заседаний и отдельных статей публиковалось в печати. Выходило также и собственное издание: "Летописи С.-Петербургского Педагогического общества", прогрессивная деятельность которого определила на многие после-дующие годы творческие искания в области теории и практики народного образования.

В 1889 г. во главе с видным ученым П.Г. Виноградовым Педагогическое общество было образовано уже при Московском государственном университете и как бы приняло эстафету от Санкт-Петербургского. Съезды, курсы, лекционное бюро и даже музей. Проводилась большая работа по содержанию и методам преподавания в школе.

В 1900 г. аналогичное Общество возникло в Казани, в 1910 г. - в Юрьеве и Томске.

Параллельно с 1871 г. в разных городах страны существовали Фребелевские общества педагогов дошкольных учреждений, где проповедовалась идея игры как главного фактора воспитания: ребенок в своей жизни повторяет путь, по которому в своем развитии шло человечество; в игре он легко приобретает все те навыки, на которые человечеству потребовались тысячелетия. Разработаны советы и методики (ненавязчивые) для развития отсталых детей.

Первая мировая война и революция 1917 г. отодвинули на задний план и педагогические проблемы, и деятельность общественных организаций. И только в ноябре 1929 года вновь возникло так называемое "Общество педагогов-марксистов" под руководством Н. Крупской. Оно имело филиалы в Ленинграде, Горьком, Саратове, Воронеже, Иванове и других городах, а также при вузах и техникумах, крупных опорных школах и с 1932 г. превратилось в массовую организацию.

Неоспоримой заслугой Общества явился его вклад в дело ликвидации неграмотности в стране, в создание всеобуча (всеобщего обучения), в выявлении и учете запросов учителей, в разработке дидактики и методики учебно-воспитательной работы. Негативной стороной деятельности следует признать чрезмерную заидеологизированность рекомендаций и категоричность указаний в области воспитания. В 1935 году "Общество педагогов-марксистов" прекратило свое существование.






Детский экологический конкурс Здоровье планеты? В моих руках!