+7 (495) 953-21-70
+7 (495) 953-98-65
«В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!»
Николай Михайлович Карамзин
Карамзин Н.М.

Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Тимофеева Л.Л., к.п.н.,
доцент кафедры дошкольного образования
Орловского института усовершенствования учителей

Сегодня образование понимается как достояние личности, как один из этапов ее развития и становления, как средство ее самореализации в жизни (Новиков А.М.). В этой связи меняется и государственный заказ, и запросы индивида, что приводит к пересмотру целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Реальностью современной системы образования является переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев).

Для реализации новых целей создаются и функционируют педагогические системы,в структуре которых можно выделить следующие группы элементов: цели и содержание образования; методы и средства воспитания, обучения, развития; организационные формы образовательного процесса; педагоги; воспитанники; родительское сообщество, социальные институты; взаимосвязи элементов (Новиков А.М.).

Все названные элементы объединяются в целостный образовательный процесс на основе единой образовательной цели – поддержки развития личности ребенка. Данная цель конкретизируется в социальном заказе государства, представленном в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования в разделе «Целевые ориентиры», в образовательных программах, в задачах повседневной работы педагога.

Способность детализировать цели, конкретизировать их в задачах без потери смысловой основы – важнейший показатель профессиональной компетентности руководителей и педагогов ДОО. Планируя повседневную работу по решению поставленных задач, важно не потерять стратегическое направление, и вместе с этим «не выплеснуть дитя из купели» в стремлении сформировать личность с заданными свойствами в ущерб поддержке развития индивидуальных личностных качеств каждого ребенка.

В новой серии книг «Планирование образовательной деятельности в ДОО» всоответствии с ФГОС ДО представлены современные формы и задачи работы по следующим разделам:

- непосредственно образовательная деятельность (НОД);

- образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах;

- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации Программы.

В приложениях представлены конспекты различных простых и составных форм работы с детьми: наблюдений, экспериментов, образовательных ситуаций, комплексных и интегрированных занятий, игр-занятий, игр-путешествий; творческих мастерских, целевых прогулок и др.

Также представлены конспекты и сценарии различных форм работы с семьями воспитанников, детско-родительских мероприятий.

Все примеры конспектов различных форм работы с детьми построены с учетом необходимости создания условий для максимальной реализации личности как субъекта деятельности. В их основе лежат личностно-ориентированные образовательные ситуации (Сериков В.В.), логика конструирования которых представлена в книге «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Средняя группа» Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. М.: Центр педагогического образования, 2014).

Таким образом, вместо распространенного в массовой практике занятия, представляющего собой набор различных форм работы, объединенных по тематическому принципу, мы видим четкую структуру, в рамках которой ребенок:

- может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;

- будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности;

- получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;

- научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Подход к построению взаимодействия с детьми в образовательном процессе, представленный в серии книг «Планирование образовательной деятельности в ДОО», делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы. Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство. Без этих изменений невозможно решение задач дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

- «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» — загоняемый в позицию объекта, в условиях фрустрации его творческих, познавательных и других потребностей ребенок не может чувствовать себя комфортно;

- «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» — одним из важнейших аспектов преемственности должна стать работа по формированию предпосылок, а затем элементов учебной деятельности на основе содержания программ каждого из уровней образования, приоритетных видов детской деятельности, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и текущих задач поддержки процесса их развития;

- «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» — главным условием решения данной задачи является субъект-субъектный характер взаимоотношений участников образовательного процесса, способность педагога сопровождать и амплифицировать естественные процессы развития детей, а не навязывать им свою программу;

- «развитие… инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка» — образовательный процесс в детском саду, построенный традиционным образом, не только не способствует развитию данных качеств, но и приводит к нарушению естественного порядка их формирования.

Автор: Тимофеева Лилия Львовна, к.п.н., доцент кафедры развития образования БУ Орловской области ДПО «Институт развития образования», г. Орёл.
10.10.2015

Возврат к списку